Реферат Методологическое обоснование необходимости совершенствования теории надежности

Рубрики: Рефераты

Современная методология надежности как наука о методах ее изучения должна включать в себя целый комплекс методов, расположенных в следующей последовательности: вначале идет диалектический метод изучения всего объекта исследования, далее все исследования предваряет терминология как фундамент (основа) любой науки, после чего в изучении надежности используется вся гамма экспериментальных данных, практический опыт и методы его изучения. Затем полученные экспериментальные данные и результаты практического опыта подвергаются физико-математической обработке, и наконец, накопленная информация подвергается анализу и синтезу как одному из основных методов обработки результатов исследования, после чего с помощью методов индукции и дедукции, позволяющих от частных фактов, положений, переходить к общим выводам, делаются теоретические выкладки, являющиеся основой теории надежности. Блок схема современной методологии изучения надежности представлена на рис.5

Существующая же методология изучения надежности, признающая диалектический метод изучения, опирается на морально устаревшую терминологию и не использует в своих расчетах (теории) богатый экспериментальный (физический) материал и результаты практического опыта. В основу этой методологии положены математические методы исследования, базирующиеся на результатах отказов техники без учета причин их вызывающих.

При этом математическая теория надежности вытекает из следующего методологического построения.

Вначале на основе экспериментального материала, накопанного наукой и практической деятельностью человека (опыта), создается цикл научных разработок по управлению производством. Затем с учетом накопленного производственного опыта и научных данных, создается реальное производство, которое и выпускает различного рода машины. Произведенные машины вступают в эксплуатацию и в процессе работы по мере физического износа могут в различные промежутки времени находиться в состоянии отказа или безотказности.

В свою очередь, существующая наука о надежности саму безотказность трактует как физическую надежность машин, считая, что надежность – это и есть их безотказность. С другой стороны, Математическая теория Надежности, положившая в качестве основного своего постулата Надежность — это безотказность, построила Весь свой математический аппарат и Методологию Не на безотказности, а На отказе, на предсказании вероятности наступления отказа с помощью теории вероятности, Использующей богатый статистический материал. Таким образом, возникает два открытых вопроса. Почему в существующей теории надежности, где считается, что надежность — это безотказность, все дальнейшие рассуждения и расчеты построены на отказе, имеющем абсолютно противоположный смысл надежности. То есть это по сути своей безнадежность. В результате чего в самой теории произошел разрыв между началом и концом, которые абсолютно несовместимы. Поэтому и не возникло единого, монолитного и до конца осмысленного учения о надежности, которое могло бы дать реальные практические результаты.

В связи с этим сама методология построения и изучения надежности требует коренного изменения. Приведена предлагаемая схема построения надежности. А именно: на основе богатого научного и практического опыта вначале создается наука по управлению производством, включающая в себя управление надежностью и качеством.

В свою очередь наука об управлении надежностью и качеством базируется на вновь созданной физической теории надежности и качества. Затем с учетом накопленного практического опыта и научных разработок по теории управления создается реальное производство. Созданные в процессе производства машины, вступая в эксплуатацию, обладают определенной надежностью, которая в начальный момент времени является максимальной. Затем в процессе всех видов старения и износа машины могут переходить из состояния надежности в состояние отказа или безотказности. Поскольку в физической теории Надежность трактуется как сохраняемость исходных свойств объекта в пределах, необходимых и достаточных для обеспечения его работоспособности, То состояние отказа или безотказности будет определяться только величиной этих исходных свойств. Достаточность или недостаточность этил свойств и причины их убывания затем изучаются и анализируется. После чего получаемые данные используются для корреляции физической теории надежности и построения экспериментальных исследований. А это в свою очередь к уточнению общей науки по управлению производством, надежностью и качеством. Так будет замкнута цепь в науке о надежности машин, включающая их производство и эксплуатацию, исключив существующие противоречия в математической теории надежности.

Таким образом, выполненный анализ двух методологических подходов в построении науки о надежности показывает, что существующая методология противоречива и базируется на неверных постулатах о надежности. Поэтому она нуждается в переосмыслении с учетом физической природы надежности.

Метки: