Рынок несовершенной коню Монополизация экономики

1.  Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.

2.  Классификация монополий.

3.  Искусственные Монополии.

4.  Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции.

1. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции — это рынок, В Котором присутствуют элементы монополизма. Признаки рынка несовершенной конкуренции:

1)  Один или несколько производителей или продавцов (покупателей).

2)  Вход на рынок закрыт или затруднен.

3)  Производимая продукция дифференцирована.

4)  Полная или высокая степень контроля над ценой и количеством производимой продукции.

В современной рыночной экономике существуют следующие типы рыночных структур несовершенной конкуренции:

1)  Монополия.

2)  Монопсония.

3)  Олигополия.

4)  Монополистическая конкуренция.

Совершен­ная конкуренция

Монополис­тическая конкуренция

V

Олигополия

Монополия, монопсония

Усиление монополизма

Монополия

—  один производитель или продавец;

—  доступ других фирм на рынок закрыт;

—  Производимая продукция уникальна;

—  Полный контроль над ценой и количеством выпускаемой продукции. Монопольно высокие цены.

Монопсония — один покупатель, существуют монопольно низкие закупочные

Цены.

Олигополия

—  несколько фирм выпускающих сходную продукцию. (3-5 фирм)

—  Доступ других фирм на рынок затруднен (из-за больших капиталовложений).

—  Производимая дифференцирована (схожая, но чем то отличающаяся).

—  Существует высокая степень контроля над ценами.

Особенностью олигополии являются большие капиталовложения. Отрасли, в которых возможна олигополия; черная, цветная металлургия, машиностроение…

Монополистическая конкуренция

—  на рынке присутствует относительно большое количество фирм (поскольку здесь требуются небольшие капиталовложения.)

—  вход на рынок свободный

—  производимая продукция дифференцирована

—  существует небольшая степень контроля над ценой.

Каждая фирма стремится придать своему товару особые, уникальные, неповторимые свойства по качеству, технологии изготовления, упаковке, а главное по содержанию, которые придают товару особую уникальность, а значит своеобразный монополизм.

В монополистической конкуренции происходит монополизация не фирмы, а товара

Примеры продукции монополистической конкуренции: одежда, обувь, парфюмерия, косметика, расфасованные продукты питания…

Вывод: в современной рыночной экономике доминируют разновидности рынка несовершенной конкуренции.

2. Класификация монополий.

Монополия — исключительное право производства, промысла, торговли или других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.

Монополии различаются:

По степени охвата экономики

■  Чистая монополия — в масштабах одной отрасли. Экономическая монополия.

■  Абсолютная монополия — в масштабах государства. Политическая монополия.

По характеру и причинам возникновения

■  Естественная

■  Легальная

■  Искуственная

Естественная. Монополия, которой обладает собственник, владеющий уникальными природными ресурсами (земля, полезные ископаемые). Лагзльная. Монопорлия, которая признается государством и защищается

Законом.

А) Пат. ентнпя система мни лицензирование — Разрешение государства

Заниматься определенным, видом деятельности (коммунальные службы).

Основные Направления антимонопольного законодательства.

Поскольку монополизация это негативное явление, то государство пытается бороться с монополизацией экономики в законодательном порядке, издавая законы:

1)  Ограничивается монополизация рынка.

2)  Запрещается слияние крупных компаний с целью создания монополий.

3)  Запрещается установление монопольно высоких цен.

4)  Поощрается конкуренция в цивилизованых формах.

4. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции.

При снижении цен монополистов на продукцию вначале происходит рост выручки и прибыли, достигается максимум, а затем снижается выручка и прибыль.

Общий вывод:

В современной рыночной экономике нет крайних проявлений рынка (совершенной конкуренции и чистой монополии), а существует своеобразное сочетание элементов конкуренции с элементами монополизма в виде монополистической конкуренции и олигополии. Государство ведет борьбу с монополизмом и поощряет конкуренцию в цивилизованных формах.

Оцените статью
Adblock
detector