1. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.
2. Классификация монополий.
3. Искусственные Монополии.
4. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции.
1. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.
Рынок несовершенной конкуренции — это рынок, В Котором присутствуют элементы монополизма. Признаки рынка несовершенной конкуренции:
1) Один или несколько производителей или продавцов (покупателей).
2) Вход на рынок закрыт или затруднен.
3) Производимая продукция дифференцирована.
4) Полная или высокая степень контроля над ценой и количеством производимой продукции.
В современной рыночной экономике существуют следующие типы рыночных структур несовершенной конкуренции:
1) Монополия.
2) Монопсония.
3) Олигополия.
4) Монополистическая конкуренция.
|
Совершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
V
Олигополия
Монополия, монопсония
Усиление монополизма
Монополия
— один производитель или продавец;
— доступ других фирм на рынок закрыт;
— Производимая продукция уникальна;
— Полный контроль над ценой и количеством выпускаемой продукции. Монопольно высокие цены.
Монопсония — один покупатель, существуют монопольно низкие закупочные
Цены.
Олигополия
— несколько фирм выпускающих сходную продукцию. (3-5 фирм)
— Доступ других фирм на рынок затруднен (из-за больших капиталовложений).
— Производимая дифференцирована (схожая, но чем то отличающаяся).
— Существует высокая степень контроля над ценами.
Особенностью олигополии являются большие капиталовложения. Отрасли, в которых возможна олигополия; черная, цветная металлургия, машиностроение…
Монополистическая конкуренция
— на рынке присутствует относительно большое количество фирм (поскольку здесь требуются небольшие капиталовложения.)
— вход на рынок свободный
— производимая продукция дифференцирована
— существует небольшая степень контроля над ценой.
Каждая фирма стремится придать своему товару особые, уникальные, неповторимые свойства по качеству, технологии изготовления, упаковке, а главное по содержанию, которые придают товару особую уникальность, а значит своеобразный монополизм.
В монополистической конкуренции происходит монополизация не фирмы, а товара
Примеры продукции монополистической конкуренции: одежда, обувь, парфюмерия, косметика, расфасованные продукты питания…
Вывод: в современной рыночной экономике доминируют разновидности рынка несовершенной конкуренции.
2. Класификация монополий.
Монополия — исключительное право производства, промысла, торговли или других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.
Монополии различаются:
По степени охвата экономики
■ Чистая монополия — в масштабах одной отрасли. Экономическая монополия.
■ Абсолютная монополия — в масштабах государства. Политическая монополия.
По характеру и причинам возникновения
■ Естественная
■ Легальная
■ Искуственная
Естественная. Монополия, которой обладает собственник, владеющий уникальными природными ресурсами (земля, полезные ископаемые). Лагзльная. Монопорлия, которая признается государством и защищается
Законом.
А) Пат. ентнпя система мни лицензирование — Разрешение государства
Заниматься определенным, видом деятельности (коммунальные службы).
Основные Направления антимонопольного законодательства.
Поскольку монополизация это негативное явление, то государство пытается бороться с монополизацией экономики в законодательном порядке, издавая законы:
1) Ограничивается монополизация рынка.
2) Запрещается слияние крупных компаний с целью создания монополий.
3) Запрещается установление монопольно высоких цен.
4) Поощрается конкуренция в цивилизованых формах.
4. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции.
При снижении цен монополистов на продукцию вначале происходит рост выручки и прибыли, достигается максимум, а затем снижается выручка и прибыль.
Общий вывод:
В современной рыночной экономике нет крайних проявлений рынка (совершенной конкуренции и чистой монополии), а существует своеобразное сочетание элементов конкуренции с элементами монополизма в виде монополистической конкуренции и олигополии. Государство ведет борьбу с монополизмом и поощряет конкуренцию в цивилизованных формах.