Изменение экономической системы в Украине, интеграционные процессы вызывали необходимость стандартизации отчетности с целью раскрытия результатов хозяйственной деятельности предприятий и их финансово имущественного состоянию, выходя из требований международных стандартов отчетности. До решения задания стандартизации отчетности следует подходить системно и формировать нормативные положения, согласовывая все виды отчетности (финансовую, налоговую, статистическую). Но процесс реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, налоговой системы и системы статистики в Украине проходят независимо, без согласования, которое привело к недопустимым расхождениям в понятийном аппарате и в методиках определения финансовых результатов хозяйственной деятельности для целей отображения в разных формах отчетности.
2. Исследованием экономической природы финансовых результатов деятельности в исторической хронологии доказана необходимость комплексного подхода к определению социально-экономической сути финансовых результатов, который включает источники, факторы и функции. Обобщение экономических мыслей относительно финансового результата в таком разрезе позволяет углубить знание относительно развития экономической категории финансовых результатов.
3. Стандартизация отчетности на основе приведения системы бухгалтерского учета к международным требованиям и стандартам предусматривает трансформацию понимания его содержания, заданий и функций. Бухгалтерский учет подчиняется цели хозяйственной деятельности, которая предопределяет последующее развитие его заданий и функций.
4. Несогласованность методических подходов в действующей нормативной базе относительно доходов, расходов, финансовых результатов, вызывает необходимость выделения государственного аспекта формирования учетной политики, которая позволит обеспечить единственные методические подходы к определению конечного финансового результата деятельности предприятий для целей финансовой и налоговой отчетности, прозрачного и обоснованного определения базы налогообложения (облагаемой налогом прибыли).
5. С экономическим развитием набирают существенного веса и влияния на формирование финансовых результатов административные расходы и расходы на сбыт. За экономической сутью административные расходы имеют отношения не только к операционной деятельности, но и к инвестиционной и финансовой. Расходы на сбыт относятся, в первую очередь к расходам, связанным с реализацией продукции, потому целесообразно и себестоимость реализованной продукции формировать с их учетом. К административным расходам и расходам на сбыт включают и технологические расходы, которые принимают участие в создании стоимости. Действующая система учета и финансовой отчетности не обеспечивает такого распределения административных и сбытовых расходов, которое ставит под сомнение соблюдение принципа соответствия. Исходя из этого обоснованно необходимость изменений в нормативных документах, которые регулируют методику учета доходов и расходов с целью обеспечения задекларированного принципа их соответствия.
6. До настоящего времени в методике бухгалтерского учета не уделяется надлежащее внимание разделения расходов на постоянных и переменных в зависимости от их отношения к объему производства продукции (услуг). Дополнение существующих методических подходов до формирования показателя финансовых результатов в отчетности, выходя из разделения расходов на постоянных и переменных, позволило разработать соответствующую структурную модель формирования финансового результата деятельности предприятий в системе счетов бухгалтерского учета.
7. Отсутствие системного подхода в вопросах стандартизации отчетности привело к применению разных методических подходов к формированию финансовых результатов для целей финансовой и налоговой отчетности. При действующей нормативной базе и формах налоговых отчетов невозможно разработать единственную методику формирования показателей финансовой и налоговой отчетности. Такой вывод обосновывает необходимость государственного комплексного подхода к стандартизации отчетности и унификации методики определения финансовых результатов.
8. Использование идентичных сроков для раскрытия содержания разных экономических явлений или процессов или использования отличных по содержанию толкований одного термина в нормативных документах не допустимо. Применение предложенного перечня сроков с уточненными их определениями предоставит возможность унификации методики определения конечного финансового результата деятельности предприятий.
9. В условиях стандартизации отчетности важным является то, что на данных бухгалтерского учета базируется не только бухгалтерская (финансовая) отчетность, но и другие ее виды: налоговая, статистическая. Это дает возможность утверждать о существовании на предприятии единого информационного пространства, в котором выделяется учетный, отчетный и контрольный.
10. Для обеспечения надлежащего контроля за формированием финансовых результатов и отображением их в отчетности целесообразно выделили, как наиболее действенные два вида контроля: внутрихозяйственный контроль и внешний аудит. Существующий в Украине опыт использования научно — обоснованных методик нормативно чековой формы учета и контроля целесообразно использовать для организации управленческого учета и внутреннего контроля.
11. Использование усовершенствованных методических подходов к аудиту финансовых результатов деятельности предприятий в составе аудита финансовой отчетности, в частности рабочего документу аудитора “Таблица проверки соответствия статей отчета о финансовых результатах данным бухгалтерского учета” даст возможность контролировать процедуры аудита финансовых результатов, чем обеспечивается качество отчетной информации о финансовых результатах деятельности предприятий.