Фальсификация (от латинского falsifico – подделываю) винодельческой продукции является изменением типа и состава и свойств вина, либо переоформлением готовой продукции на другой более дорогой тип вина, либо изменение с этой целью технической документации, сопровождающей вино.
Более откровенно можно сказать, что «фальсификация является корыстным преступлением против материальных интересов и здоровья граждан». Вино, как ценный пищевой продукт, легко поддается фальсификации. Этим и пользуются с давних времен люди, жаждущие легкой наживы.
История и виды подделок винопродукции
Фальсификация вина во всех странах имеет давнюю историю, но особенно угрожающих размеров она достигла в конце 19 столетия в России. В 50-х годах позапрошлого столетия подделка вин на территории царской России выросла в крупную преступную отрасль промышленности и торговли. Рынок страны был наводнен суррогатами известных вин: хереса, мадеры, портвейна, шампанского, бордо, сотерна, ривезальта, токая. В практических руководствах описывались способы получения натурального вина любого типа и варианты его подделок. Безграмотные, но ловкие коммерсанты приобретали дешевые виноградные вина в Бессарабии, на Дону и Тереке («Чихирь»), а затем с помощью спирта, сахара, глицерина, карамели (колера) и настоев или отваров различных плодов, ягод и трав «создавали» любые заграничные вина. Центрами фальсификации были Москва, Киев, Нижний Новгород, Одесса. Известно, что за десятилетний период (1890-1898 гг.) Москва ввезла 5,0 тыс. пудов вина, а вывезла без учета местного потребления 6,8 тыс. пудов, т. е. на 1,8 тысяч пудов больше.
Фальсификация вин подрывала и без того слаборазвитые винодельческие хозяйства на юге России, наносила вред здоровью людей и дискредитировала само виноградное вино.
В 1894 г. по этому вопросу при участии профессора Д. И. Менделеева была создана специальная комиссия. В Симферополе, Одессе (1901 г.), а затем в Москве (1902 г.) на первом съезде виноградарей и виноделов страны вырабатывались способы борьбы с подделками виноградных вин. Тогда впервые объявили, что «Фальсификация – главный враг русского виноделия». Особое беспокойство у наших виноделов вызвала подделка нескольких так называемых церковно-богослужебных вин. Их массовой фальсификацией занимался обширный синдикат русских и французских мошенников.
Утвержденный в Ливадии в 1914 г. первый Закон России «О виноградном вине» на 70% посвящен был проблеме фальсификации. Назначенные этим Законом суровые меры наказания (крупные штрафы, тюремное наказание вплоть до конфискации имущества) остановили фальсификацию вина, но события первой мировой войны и 1914 г. не позволили Закону вступить в полную силу.
Вторая волна фальсификации отечественных вин началась в годы НЭПа (конец 20-х годов) и её тогда назвали вторым злом после филлоксеры. Большинство подделываемых в то время были десертными и крепкими, а выходили они под дешевыми названиями: «Давай выпьем», «Портвейн звезда», «Дамский каприз», «Ай-белая карта», «Народное».
С образованием «Главвино» СССР и ВНИИВиВ «Магарач» создаются «Основные правила производства виноградных вин», «Правила выдержки и хранения виноградных вин», серия отечественных нормативно-технических документов; вводится строгая государственная дисциплина, и подделка виноградных вин прекращается на 60 лет.
В недавние годы, с развалом страны, акционированием и приватизацией государственных предприятий развернулась третья, самая мощная волна фальсификации алкогольных напитков, в том числе виноградных вин и коньяков.
Подпольные цехи розлива вин, неуправляемый процесс перепродажи виноматериалов, нарушение санитарных и технологических правил, подделка этикеток и названий, отсутствие гарантии качества и юридической ответственности случайных лиц, занимающихся «виноделием» и торговлей вином, захлестнули Украину, Россию и другие страны СНГ. Газированное столовое вино стали продавать как выдержанное шампанское. Убытки стали терпеть виноградари, началась дискредитация отрасли. Но, пожалуй, апогеем фальсификации стали так называемые «порошковые вина».
Совсем недавно появились официальные фирмы, предлагающие за небольшую цену порошки для создания любых вин: Алиготе, Каберне, Рислинг и так далее. СМИ объявили, что «порошковые вина» в 6-8 раз дешевле обычных вин, к тому же полезны для человека, не зависят от климата и урожайности виноградников. Порошковый экстракт якобы «экологически чист и безопасен, а порошковые вина, – пишут в газетах, – в ближайшие несколько лет станут эталоном вкуса и качества для украинского потребителя».
Все это напоминает времена второй мировой войны, когда на оккупированных территориях фашистский режим предлагал продукты и рацион для второсортных наций.
Единственным путем спасения виноделия и виноградарства в условиях беспредела мошенников и бандитов является государственная защита населения от подобных посягательств, законодательство и законопослушание, присущие любому цивилизованному обществу.
Так, в конце прошлого столетия и в Украине и в России были запрещены к реализации миллионы красочно оформленных бутылок ставшего печально знаменитым Ив Роше (Yves Roche). Это так называемое «французское шампанское» представляло собой газированный углекислым газом спирто-водный раствор сахара, кислот и синтетических ароматизаторов.
С 2006 г. на защиту отечественных вин и потребителей от фальсификаторов вступил в силу Закон Украины «О винограде и виноградном вине». Статья 15 Закона определила конкретные меры наказания, а в статье 12 впервые сформулированы основные способы фальсификации вин и коньяков Украины.
К фальсификации продуктов виноделия относятся:
• подмена сортов винограда;
• полная или частичная замена одного вина другим (более дешевым) с заменой этикеток, контрэтикеток, кольереток;
• нерегламентированное применение сахара или продуктов, содержащих сахар, в том числе виноградного происхождения, для искусственного повышения крепости, подмена сортов винограда или уменьшение срока выдержки при изготовлении вин марочных и коньяков Украины;
• добавление воды, плодово-ягодных, материалов, вытяжек и отваров из плодов и ягод;
• подделка дешевых вин, вермутов и коньяков Украины под лучшие отечественные или иностранные марки путем искусственного увеличения экстрактивности, имитации цвета, аромата и вкуса, а также добавления пищевых или искусственных веществ и эссенций;
• искусственная ароматизация растительными экстрактами или ароматическими веществами органического синтеза;
• добавление заменителей сахара (сахарина, аспартама и других подобных искусственных веществ);
• производство суррогатов вин, вермутов и коньяков Украины путем экстракции водой виноградных выжимок или изюма;
• изготовление суррогатов вин при отсутствии продуктов переработки винограда;
• подделка вина по происхождению, месту производства, сортовому составу путем добавления виноматериалов из гибридов прямых производителей, не входящих в утвержденный сортимент;
• этикетирование, не отвечающее требованиям законодательства, использование других видов дезинформации покупателя при внешнем оформлении вин, вермутов, коньяков Украины и бренди;
• производство фальсифицированных коньяков Украины из коньячного спирта, выдержанного менее 3 лет, или из коньячного спирта, срок выдержки которого меньше, чем предусмотрено технологической инструкцией на производство этого наименования коньяка;
• увеличение экстрактивности коньячных спиртов и коньяков путем добавления дубового экстракта, а также добавления эфирных масел, глицерина, эссенций, ароматизаторов и других подобных веществ.
Идентификация вин
Установить факт самой фальсификации можно только с помощью идентификации.
Цель идентификации – выявление и подтверждение с помощью анализов подлинности (натуральности) конкретного вида или названия товара, а также установление достоверности информации, которая представлена на этикетке или в сопровождающих товар документах.
Конечный результат идентификации носит альтернативный характер: соответствие или несоответствие фактических показателей заявленным в документах. Негативные результаты свидетельствуют о фальсификации.
Идентификацию вина проводят компетентные государственные органы (алкогольная инспекция, лаборатории ЦСМиС), эксперты-аналитики, эксперты-дегустаторы, просто высококвалифицированные специалисты, которых приглашают компетентные органы для установления факта фальсификации (подделки) виноградных вин и коньяков, НИВиВ «Магарач».