Шпаргалки по кандидатскому экзамену философия билет № 15

Рубрики: Шпаргалки

17. Формирование классической науки и философии в 17в. ( Бекон, Декарт, Спиноза, Лейбниц)

На рубеже XVI и XVII вв. в передовых странах Европы зарождается капиталистический способ производства, происходит рационализация духовной жизни, свершаются крупные открытия в естествознании (закон всемирного тяготения, открытие кровообращения и т. д.). Религия теряет свое господствующее положение. Стремительно развивается классическая механика. Ученые концентрируют свое внимание на описании и классификации фактов, утверждается способ изолированного изучения отдельных объектов. В философии это приводит к возникновению механистического материализма и присущего ему метода метафизики.

Философия Нового времени весьма многопланова и представлена большим количеством выдающихся ученых. Поэтому мы ограничимся характеристикой только главных ее особенностей и обобщением наиболее существенных идей этих ученых.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) — выдающийся английский философ, родоначальник материализма и эмпиризма. В своем главном произведении «Новый Органон» он обосновывает материалистические взгляды на природу и формулирует сущность индуктивного метода познания. В нем он говорит, что человечеству необходимо освободиться от присущих ему призраков:

1. Призрак рода – ошибки, возникающие в силу религиозного одушевления природных явлений (в лесу живет – леший, в воде – водяной, в доме – домовой). Этот подход получил название «антропоморфизм» (человек + форма).

2. Призраки пещеры – ошибки, обусловленные воспитанием.

3. Призраки рынка – привычки использовать слухи и сплетни.

4. Призрак театра – вера в авторитеты. Свободное сознание должно освободиться от авторитетов.

Но материализм он представлял своеобразно, допуская Бога, как первопричину мира, а природу, как материю всего существующего, находящуюся в вечном движении и изменении. Основой познания природы являются наши ощущения, которым мешают в полной мере развернуться заблуждения в виде идолов рода, пещеры, рынка и театра. Высоко оценивая роль естествознания, Бэкон допускал «двойственность истины»: знания для науки и вера для Бога. Источником человеческого знания служит чувственный опыт, эмпирия, позволяющая восходить разуму от единичного к более сложному и всеобщему. Это и есть индукция.

Бэкон на основе эмпирического метода пытается дать классификацию наук в зависимости от способностей познания (память, воображение, рассудок). Цель познания — установить причину явлений и фактов.

Рене Декарт (1596-1650) — выдающийся французский философ, основатель аналитической геометрии, творец дуалистической философии. Он пытался расчленить единство мира на два самостоятельных начала: материю и дух, бытие и мышление. Материя — все, что имеет объем, занимает пространство и она состоит из бесчисленного числа делимых частиц, находящихся в механическом движении. Другой субстанцией является Бог, создавший мир. Поэтому физика и физиология должны изучать природу, материю, а философия (метафизика) — изучать не бытие, а мышление. В теории познания Декарт обосновывает своеобразную методологию, суть которой сводится к признанию врожденных идей, интеллектуальной интуиции, методологическому сомнению. Декарт формулирует метод рационального познания, выводя из частного общее — т. е. дедуктивный метод. Его использование предполагает четкость, дифференциацию проблемы, последовательность и полноту познания. Декарт считал, что только с помощью дедукции можно логически вывести все знания о мире, а ощущения рассматривал как дополнительный способ подтверждения знаний. разрабатывает метод рационализма. Высший критерий познания – разум. Критерии: очевидность, рациональность, логическая доказательность. Чувства затемняют истину, не дают проявиться тому, что казалось бы, лежит на поверхности.

«Я мыслю, значит я существую». Все мыслимое реально существует. Я мыслю. Следовательно, я существую.

Подвергает все сомнению. Единственное, что реально существует – человеческий разум и сомневаться в том, что я правильно мыслю – невозможно. Он отказывается от классического материализма и идеализма и стремится истолковать причину бытия дуалистическим образом. Для него нет понятия единства: в основе мира лежит и материя, и разум. Мысли и идеи существуют в мире параллельно и только в человеке они соединены.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) — голландский философ, обосновывает монистическое учение о материальности мира, признает только одну, материальную его субстанцию, растворяет Бога в природе. Сама же природа проявляет себя в атрибутах, вечных и неотъемлемых свойствах. Человеку же свойственно познать лишь два атрибута: протяженность и мышление. Последнее вечно и присуще всем вещам от камня и до человека. Тем самым Спиноза выступает как гилозоист, одухотворяющий природу и материю.

От субстанции с ее атрибутами Спиноза отличал отдельные вещи, находящиеся в постоянном изменении и движении. Всю совокупность этих вещей он называл модусами. Если субстанция вечна и неизменна и не имеет никакого отношения ко времени, то модусы, как конечный продукт субстанции, существуют и в движении и во времени, и каждый из них имеет свою причину, все они взаимозависимы. Причем, противопоставление субстанции и единичных вещей отражается в противопоставлении причинности. Для субстанции существует только имманентная (внутренняя) причинность, причина самой себя, а для модусов — внешняя причина, зависящая от других конечных вещей. Следовательно, в мире существует абсолютное господство необходимости, а в движении модусов допустима и случайность. На этих рассуждениях было основано учение Спинозы о необходимости и свободе.

В учении о познании Спиноза развивает рационализм, роль разума, считая ощущения низшей ступенью познания

Готфрид Лейбниц (1646-1716) немецкий ученый и философ, основатель учения о монадах. Монада это единица бытия. Вся Вселенная состоит из множества монад. Каждая из них это духовная сила, «метафизическая точка», излучение божества. Из простых монад возникают сложные: камни, растения, животные. Сами монады — это деятельные души принадлежащих им

тел. Высшая монада это монада духа, обладающая разумом (люди). Но совершенна только высшая монада — Бог, именно по его замыслу развивается мир. Будучи рационалистом в теории познания, Лейбниц выделял дна источника знания: чувственный, случайный, как истина факта, и рациональный, необходимый, как истина разума. Истина разума достигается лишь тогда, когда отсутствует любая возможность ей противоречить. А наивысшим законом для истин факта является закон достаточного основания, которое находится в другом факте.

Джон Локк (1632-1704 ) английский мыслитель, затрагивал широкий круг философских вопросов. Он разработал сенсуалистическую теорию познания, согласно которой знания происходят из наших чувств. Единственный источник всех идей опыт. Он может быть внешним, когда познается мир через наши чувства посредством зрения, слуха и т. д. и внутренним (состояние души, психики), который Локк называет рефлексией. В любом предмете Локк выделяет первичные и вторичные качества. Первые принадлежат самому предмету (число, движение, плотность и т. п.), а вторые (вкус, запах, цвет) зависят только от наших чувств, и уподобляются условному знаку. Так и слова в языке могут быть или результатом чувств, или результатом деятельности разума.

Джордж Беркли (1685-1753) открыто выступил против материализма, признания материи основой мира. Исходным началом всего сущего он считал комбинацию ощущений (идей). Существует только то, рассуждал Беркли, что можно воспринимать. Поэтому и познание человека состоит только в описании комбинаций, ощущений. Но как быть, если вещь воспринимает не только один человек, а и другие? Тогда вещи воспринимаются как совокупность «идей» Бога. Это абсолютно божественное восприятие вещей внешне по отношению к любому субъекту. У Беркли субъективный идеализм сочетался с объективным, когда философ утверждал, что Бог — творец мира.

28.Философское понимание бытия: его структура и атрибуты.

Проблема бытия предполагает и осмысление его структуры и оперирования понятиями: мир, природа, общество, мышление, пространство, человек, материальное и идеальное, и другие.

Причем трактовка этих категорий, их дальнейшая дифференциация напрямую зависят от историко-культурной характеристики общества. При анализе проблемы бытия приходится иметь дело с материальным и идеальным, знаниями и верой, Логосом и чувствами.

Бытие включает в себя: бытие человека, бытие мира, включающего человека, бытие мира без человека.

Обратимся к Первому постулату: бытие человека. Существует три взаимосвязанных его формы. Во-первых, это предметно-практическая деятельность. Как физическое тело человек воздействует на иные физические тела с целью удовлетворения собственных потребностей как материального, так и духовного характера. Во-вторых, форма бытия человека — это сто социальная деятельность в рамках общества, взаимосвязи с другими людьми. Без этого человек просто не может существовать. Он всегда стремится к совершенствованию своей социальной среды. В-третьих, форма бытия человека проявляется в его самосозидании, самоусовершенствовании, самоутверждении себя как личности. При этом человек вырабатывает свои идеалы, предпочтения, ценностные ориентации, т. е. утверждает свои аксиологические начала, кроме того, он стремится понять, осмыслить мир, тем самым формируя свои когнитивные начала, одновременно он пытается конструировать проекты преобразования мира, проявляет конструктивно проектирующие усилия.

Другой постулат бытия Бытие мира, включающего человека. Человек в своей истории преобразует мир, творит «искусственную природу», по мере прогресса все более наступая на нее, отчего возрастает антропологическая нагрузка на окружающий мир, создавшая в XXI веке экологический императив. Возникает вопрос ценностной экспансии: или аппетиты преобразований будут травмировать бытие или удастся достичь какой-то гармонии между ними и возможностями природы ради сохранения жизни человека. Выживет ли человечество или оно уничтожит себя?

Атрибуты материи. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая фотографируется, копируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Материя неисчерпаема, т. е. многообразие конкретных вещей, в которых она существует, бесконечно. Но это бесконечное содержание не хаотично, оно упорядочено.

В структуру материн на уровне неживой природы входят элементарные частицы, физический вакуум, звезды, планеты, галактики, системы галактик. И все эти структуры познаны еще не до конца.

В структуру живой материи включается биологическая и социальная жизнь. Свойства материи многочисленны, но среди них есть такие, без которых она не может существовать, их называют атрибутами. Это движение, пространство и время.

Движение обозначает любые изменения состояния объектов, взаимодействия между ними. Виды движений разнообразны. Есть такие, которые не меняют внешней сущности объекта, есть — изменяющие структуру объекта, вызывающие появление нового качества. Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения материи. Это взаимосвязанные формы движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Пространство — форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частиц.

Время — также форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Человек научился измерять время с помощью эталонов (часов), но может измерять его и интуитивно (биоритмы). На рубеже Х1Х-ХХ веков наука обосновала глубокую связь между пространством и временем, было установлено, что время есть четвертое измерение пространства, которое раньше считалось трехмерным. Так, метагалактики характеризуются формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). Допускается сегодня существование миров и с другими пространственно-временными параметрами: 4, 6, 10. Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени.

Имеется своя специфика пространства и времени жизни общества. В социальное пространство входит отношение человека к предметам и месту своего бытия (территория, Родина, отношение к ландшафту).

Социальное время — форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающие в ходе деятельности людей. Социальное время имеет многоуровневую структуру и протекает неравномерно. Средневековое общество существовало 1400 лет, современный способ жизни длится всего 300 лет. Социальное время определяет бытие общностей и индивидуума.

Третий постулат бытия Бытие мира без человека. Известно, что мир существовал и до появления человека. Вопрос в том, насколько полно мир познан человеком, каковы антропные константы в космологии? Не раскрыта до конца и всегда будет существовать проблема связи, взаимодействия космогенеза и развития бытия.

Объясняя мир, философия за многие тысячелетия накопила опыт его трактовки. Древние говорили, что в основе всего существующего лежит субстанция телесная или духовная. Отсюда берут начала монизм (признание одной субстанции), дуализм (двух субстанций). В последующее время философы иногда стали рассматривать субстанцию только как гипотетическую идею. Затем появилась пантеистическая трактовка первоосновы мира — активная мысль — Бог. Допускалось механическое толкование субстанции, признание механических ее свойств (пространство, время). В конечном счете, утвердилось естественно-научное понимание субстанции. Пришлось смириться с тем, что мир надо объяснять из него самого, не прибегая к признанию надмирового духа, давшего первотолчок бытию. Неоспоримым стало и то, что познание бытия человеком все же относительно, неполно и представляет собой вечный процесс постижения всего существующего.

Скачать шпаргалки

Метки: