25. Религиозная философия 20в (неотомизм, неопростентанизм, неохрестианство)
Существует несколько направлений религиозной философии XX века: неотомизм, религиозный экзистенциализм, теология освобождения и другие. Наиболее влиятельными являются неотомизм и персонализм. Обратимся к их общей характеристике.
Неотомизм. Его активно поддерживает римско-католическая церковь. Ее усилиями введено в католических школах преподавание философии Фомы Аквинского. Отсюда название — «томизм», который называют «вечной философией».Среди авторитетных приверженцев томизма называют Э. Жильсона, Ж. Маритена. Они интенсивно развивали так называемый экзистенциальный неотомизм. В этом учении бытие рассматривается как сущность( единое и определенное) и как существование (вечное божественное творение). Каждый человек — это центр мироздания, и только Бог и сам человек способны осмыслить сущность личности. Другими человек познается лишь как объект. Высшим типом познания является чувственное познание в его экзистенциальной неповторимости. Действия познавательных способностей субъекта называются интеллекцией, ее высшая ступень сверхрациональна, интуитивна. Через нее осуществляется связь Бога с человеком.
Человек состоит из души и тела. Отсюда дается толкование индивида (единицы человеческого рода) и личности, которая только и обладает свободой. Свобода выбора приобщает человека к Богу, который помогает реализации личности и покровительствует ее творчеству и культуре. Кстати, будущее европейской культуры Маритен видит в соединении христианских и гуманистических начал, или в «интегральном гуманизме». Сам же гуманизм может быть теоцентрическим и антропоцентрическим (нередко атеистическим). В целом интегральный гуманизм ориентирован на заботу о человеке и с помощью христианских ценностей должен быть направлен на создание единства Истины, Красоты и Блага.
Таковы главные идеи, в данном случае французского неотомизма, оказывающие значительное влияние на развитие духовной культуры западных стран.
Неопротестантизм – о познаваемости бога и своеобразии христианской веры. Но познание бога связано с познанием себя. Поэтому учение о боге выступает в форме учения о человеке. Он может существовать как «подлинный» – верующий и «неподлинный» – неверующий. «Неверующий» человек находится в видимом мире, его жизнь тревожна. Вывести из страха может только религия. Она оставляет человека наедине с богом и приобщает его к высшему миру. Задача – создать теологию культуры, которая бы с позиции религии объясняла все явления жизни. Бог не над миром, не вне мира и не в частном бытии человека, а в мире, как его первооснова и глубина. Изучение культуры и истории показало нам бога, как первооснову всего сущего.
Персонализм. Видные его представители Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Тибо и другие. Философия персонализма выступает за сближение христианства с жизнью, мирскими делами, за конструктивный диалог религии, церкви с государством, политикой, культурой. Центральная проблема персонализма — человек. Степень его свободы в рамках окружающего мира, процесс становления личности (персонализации) определяется собственным выбором. Контактируя с людьми и средой, человек вовлекается в активную деятельность. При этом проявляются два начала: экстериоризация (взаимодействие с внешним миром) и интериоризация (сосредоточение личности на внутреннем мире). Успех персонализации зависит от степени сочетания этих начал. Основой вовлечения человека является его труд и его высшее проявление — творчество. И все это сопряжено с приобщением человека к Абсолюту (Богу). Познание — это тоже проявление вовлеченности, активной, заинтересованной деятельности личности, итог ее выбора, свободы.
Французские персоналисты выдвинули концепцию «персоналистской общинной революции», сопровождая се резкой критикой капитализма. Таким образом, неотомизм и персонализм пытаются обратить церковь к мирским общечеловеческим заботам, модернизировать доктрины римско-католической церкви.
33. Проблема сознания в современной философии.
Проблема сознания одна из самых трудных и загадочных в философии. Человек отчетливо осознает то, что его окружает и формулирует это в своей речи. В то же время, сознание включает в себя переживания, побуждения, определяющие поступки, действия человека. Таким образом, сознание — это способ бытия человека, при котором ему доступен и мир, и он сам. Сознание — это чудо, присущее только человеку, и, одновременно, это тяжелый крест. Неслучайно иногда пытаются отключить сознание с помощью наркотиков, алкоголя и, чтобы прекратить страдания, которые приносит сознание, человек совершает даже самоубийство.
Проблемой сознания занимаются многие науки: физиология высшей нервной деятельности, психология, педагогика, информатика и другие. Философия же дает методологическую, мировоззренческую основу в трактовке сознания.
Принципиальное значение при этом имеет вопрос об отношении бытия и сознания. Признавая материальное единство мира, мы осознаем вторичность сознания, но не исключаем при этом ограниченной самостоятельности сознания, позволяющей человеку вписываться в систему бытия. Взаимодействие сознания с бытием имеет материальную основу. Это, прежде всего, телесные органы, мозг, в котором и протекают сложные физико-химические и биологические процессы. Но сознание выступает не как функция мозга, а как функция взаимоотношения человека с миром. К тому же, сознание — неизбежный продукт общественных отношений, оно развивается только в результате совместной деятельности людей. Сознание, как производное высокоорганизованной материи, имеет определенные свойства.
Сознание обладает свойствами универсальности, объективности, целеполаганием, творчеством, непрерывной связью с языком. Эти свойства раскрывают природу внутренней, духовной жизни человека, приобщают человека к миру, его преобразованию.
Сознание имеет сложную структуру. Это и компоненты сознания: наука, производство, искусство, политика, мораль и т. д., это и уровни сознания включающие в себя знания, ценности, нормы. Единство этих уровней необходимо для обеспечения целостной духовной жизни личности и общества. Высшим выражением сознания является осознание, т. е. четко и доказательно сформулированные цели поступков, действий и деятельности людей.
Проблема сознания всегда была одной из самых актуальных. Во времена античности и новой истории описывается только феномен сознания, способы, с помощью которых вещи, окружающий мир включались в сознание, но природа сознания не раскрывалась. Только в XX веке философия выделила вопрос о сознании в самостоятельный, пытаясь понять, как образуется связь человека с миром и самим собой.
Философы времен античности были привержены космоцентризму, считая Космос основой всего существующего, они рассуждали только об одной стороне сознания — его направленности на объект, не делая самого себя предметом пристального внимания и рассмотрения.
В эпоху средневековья сознание представлялось как проявление Божественного в душе человека, в то же время как самостоятельное явление духа.
В Новое время, человек, освободившись от власти и опеки сверхъестественного, перестал признавать свою принадлежность к двум мирам: земному и неземному. Теория Дарвина объясняла происхождение сознания только через природную эволюцию. Заслугой Нового времени было то, что главное внимание стало обращаться на внутренний мир человека. Созн-е дополнилось самосознанием, когда чел-к осознает самого себя.
Марксизм, обосновывая вторичность сознания, обуславливал его внешними факторами, прежде всего, экономическими. Одновременно обосновывалась решающая роль общественного сознания, она рассматривалась как функция социальной системы. К. Маркс Впервые в истории стал изучать сознание и его содержание через анализ предметно-практических форм человеческой деятельности. Допускалась недооценка индивидуального сознания. Однако Маркс дал основополагающее положение о приоритетной роли именно общественных отношений в формировании сознания. Маркс также показал, что процесс детерминации скрыт от сознания, не представлен в его опыте. Реальная жизнь формирует содержание сознания индивидов вне сознательного контроля с их стороны. Люди часто осознают, что их сознание обусловлено способом их жизни. Маркс проявление бессознательного обуславливал только социальными отношениями, общественными изменениями. Маркс тем самым выступал как социальный аналитик.
Австрийский врач З. Фрейд Открыл бессознательное в душе человека, исключив или недооценив роль социальных и культурных фильтров, через которые проходит духовный опыт людей прежде, чем он сконцентрируется в сознании.
В отличие от Маркса, Фрейд не связывал жестко свободу человека с общественными изменениями. Он считал, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, самостоятельно определяющего свою судьбу, если сделать осознанным его индивидуальное бессознательное. Фрейд положил начало крестовому походу бессознательного. Деятели искусства, эстеты восторженно приветствовали магию бессознательного, что нашло отражение в творчестве экспрессионистов, сюрреалистов, «театре абсурда». Так последователи Фрейда предложили людям освободиться в искусстве от социальных норм и ценностей, и прежде всего от стыда. Сознание опускается в свободный полёт по информационному пространству, а его содержание напоминает шизофренический бред.
Сознание предполагает выделение субъектом самого себя как носителя активной позиции по отношению к миру. Отношение к себе, оценка своих возможностей это и есть самосознание, или рефлексия. Формой сознания является самочувствие, элементарное осознание своего тела и вписанности его в окруж. мир.
Самосознание — это осознание себя в качестве единицы того или иного человеческого общества. Известно, что животные не узнают себя в зеркале. И чтобы человек увидел самого себя, он должен соотносить себя с оценкой других людей. Отношение человека к самому себе опосредствовано его отношением к другому человеку. Поэтому одной рефлексией осознать особенности своей личности невозможно, Приходится учитывать еще существующие ценности и нормы. Таким образом, феномен самосознания оказывается сложным и многообразным. Выделяют два направления:
1) религиозно-идеалистическая позиция – сознание – особый и временный дар человеку, который принесен ему либо богом, либо сверхестественными идеальными силами. Основной элемент – душа, которая имеет свойства вхождения и выхода из человеческого тела, обладает вечным существованием, переселяется из одного тела в другое. Именно в душе накапливается сознание.
2) позиция, которая получила развитие в материализме. Сознание человека возникает в результате длительной эволюции высших животных (шимпанзе, гориллы), которые в результате экстремальных изменений (климатических, геологических) сделали решающий шаг от животных к человеку.
Основные факторы появления человека: А) совместное проживание; Б) трудовая деятельность; В) языковые связи.
Павлов: две сигнальные системы свойственны человеку: 1) умозаключение, суждения, понятие; 2) представление, восприятие, ощущение. Вторая сигнальная система свойственна жив-м, которые мыслят предметно.
Высшая форма сознания – способность самосознания, которое выражается в трех уровнях:
1) человек осознает свою роль в той среде, в которой он живет, действует.
2) понимание ценностей, которые необходимы обществу, где живет человек.
3) осознание общечеловеческих ценностей.
Сознание позволяет человеку ощущать окружающий мир, свое место в нем, выделять проекции своего развития, предвидеть положительные и отрицательные элементы жизнедеятельности.